Продукция ХПП «Софрино» имеет как свои сильные, так и слабые стороны.
Сильными сторонами продукции являются сложившиеся еще в советские годы стандартные для данного предприятия технические решения, отличающиеся большой технологической простотой и высокой унификацией изделий и их частей.
Так, из одних и тех же штампованных элементов собирают и круглые подставки подсвечников и циркульные выпуклые части паникадил , и тарели для дискосов, и тарели для литийных блюд; из одних и тех же литых элементов собирают и ветви семисвечников и ветви тех же паникадил; напрестольные кресты могут без всяких изменений быть встроенными в пасхальные трехсвечники – и т. д.
Эта унификация, основанная на разделении труда и массовом производстве, всегда приводит к удешевлению изделия.
Беда ХПП в том, что это объективное удешевление не приводит к уменьшению цены – что подрывает престиж этих изделий. Если бы цена была адекватной, то изделия бы ценились в своем классе как дешевые и функциональные, хоть и сделанные грубо, но технологически грамотно. Однако многократно завышенная цена заставляет негативно относиться к этой продукции. Здесь явно сказывается монополизм производителя в ряде производств.
Наработки еще советского периода вобрали в себя некую преемственность от мастерских Патриархии послевоенного периода, когда мастера опирались на дореволюционные образцы, копировали их. Этот традиционализм в образцах – очень хорошая черта «Софрино». К сожалению, он остался лишь в изделиях малого размера. Примером являются золотые наперсные кресты (бывшие «кабинетные») и дароносицы.
Однако, в отличие от мастеров прошлого, в крупных изделиях, которые пытается сейчас воспроизводить предприятие — иконостасы, паникадила, главы — нынешние мастера совершенно утратили чувство архитектурного масштаба изделия.
Это вторая главная негативная черта изделий ХПП «Софрино».
Русскому декоративно – прикладному искусству – и в особенности церковному — свойственна и тонкость, и монументализм. Это сочетание тонкой пластики и крупных форм , диктуемое мерой нравственного человека, его внутренним порядком – делает практически любое старое изделие русской школы произведением искусства.
Достаточно сравнить паникадила «Софрино» с любым русским паникадилом первой трети XIX века. Форма Софринского паникадила напоминает новогоднюю елку, украшенную огнями. Оно не имеет ничего общего с архитектурой, тонет в ней или диссонирует с ней. Русское же паникадило, при той же объемной схеме поддерживает архитектуру, зрительно укрепляет ее.
Приведем здесь в качестве иллюстрации паникадило изделия «Софрино» и паникадило из русского храма XIX столетия.
То же можно сделать с подсвечниками, с любым крупным изделием ХПП.
В старом русском подсвечнике все членения ясные, четкие, формы упругие, стройные. В «софринском» подсвечнике все линии «замыленные», обтекаемые, непонятные. Ни одного внятного профиля.
Сравнение членений исторического изделия и изделия ХПП «Софрино»:
В первом случае – гранность, ясность, упругость и сила формы, исходящая от понимания и чувства красоты. Во втором случае – замыленность и неопределенность формы, идущая от безразличия к красоте. И это при том, что цена нового изделия практически равна цене антиквариата!
Итак, главные недостатки: грубость деталей, непонимание масштаба изделия и его дороговизна – нивелируют, на наш взгляд, те достоинства, которыми располагало до недавнего времени это производство: формальная преемственность от мастеров послевоенного, полукустарного производства – и через него – к мастерам Царского времени; технологическая оснащенность и унификация производства.
Эти огромные преимущества «Софрино» практически уничтожены низкой художественной культурой его изделий, потерей чувства масштаба и вкуса в большинстве мелких вещей, а в средних и крупных изделиях – полным отсутствием чувства масштаба изделия, что делает любое крупное изделие ХПП «Софрино» не монументальным и антиархитектурным.
Протоиерей Владимир Переслегин