Тезисы о понимании

  • Бог создал человека по Своему образу и подобию.
  • В человеческую душу вложено неизменное знание различия между добром и злом.
  • Управляемое сознание — это парадокс.
  • Если я не отличаю свои мысли от мыслей, внушенных мне другим человеком, значит я не отличаю себя от не-себя, — и добро от зла.
  • Вмешательство в сознание помимо сознания невозможно. Идея о «непосредственном влиянии на души» — идея оккультистская.
  • Если сознанием можно управлять, то ложь эффективнее, чем правда.
  • Недостаточно сказать: «это информация».
  • Правда и ложь различаются настолько радикально, что вместе их нельзя называть одним словом «информация».
  • Нужно указать понятийные формы этой информации. В.В. Виноградов писал: «Язык — это не только средство выражения мысли, но и форма ее становления». Язык и культура — не только средства информации, инструменты воздействия. Они являются «формой осознания», которую мы усваиваем в совсем ином ключе.
  • Всякое восприятие изображения — это конвенционально организованная деятельность. И кино говорит на языке, понятном христианину, а телевидение и мультфильмы созданы по языческим канонам. Раскрыв книгу, мы прочитываем текст по правилам того или иного языка. Однако и сама печатная книга, как таковая, есть некий код, и пользование книгой требует отдельного знания, отличного от знания языка. Таким образом, печатная книга, радио и ТВ — читаются нами в двух разных измерениях и при помощи двух кодов разного уровня. Никакое средство массовой информации не является только средством. Никакое СМИ не является нейтральным, а является кодом и сообщением. Причем этот код, как ледокол, взламывает сознательную действительность.
  • Ложь стремится оказаться вне поля смысла, принять вид «нуля информации».
  • Сообщение, слово, знак, содержание сообщения не находятся в голове человека.
  • Они всегда на полпути между отправителем и получателем. В этом суть информации. Человек как бы проходит полпути, и там встречает весть. Он может принять и отвергнуть ее.
  • Восприятие информации — это сознательное, культурно опосредованное действие человека.
  • Понимание непосредственно связано с нравственной ответственностью.
  • Все вокруг человека (и он сам) наполнено смыслом, и по отношению к смыслу нет ничего нейтрального.
  • Понимание происходит не в безличном и «бессмысленном» поле, а всегда есть отправитель, получатель и посредник информации. Эта прерывность не всегда заметна, но если вдуматься, то прерывность сообщения отмечается в сознании через согласие или несогласие.
  • Даже в случае обмана человек не терпит ущерба в своей нетронутости своего сознания: ведь он соглашается с ложью, принимая ее за правду, а не за ложь.
  • Истина однажды и навсегда дана и открыта. В Христианском вероучении нет нерешенных вопросов, нет проблем.
  • Вообще нигде не может быть частичного знания, полузнания.
  • В этой двойственности: «удивляюсь, но не сомневаюсь», «размышляю, но не разрушаю» — сама суть знания.
  • Знание — это процесс, но и не процесс. Размышление, очевидно, является движением мысли, но в каждой стадии оно полно и дает неделимое знание. Еще только начав понимать что-либо, мы уже поняли. Начав веровать, уже верую.
  • Знание неделимо, потому что оно истинно. Когда мы знаем истину, то для нас важно в конечном счете лишь то, что это истина, а не ложь. Только два знака: «да» и «нет».
  • Есть также и углубление, развитие, рост. Это уже учеба, которая, в свою очередь, совершается не без содействия благодати.
  • Понять можно только понятное.
  • Образ не понятен. Понятие — понятно.
  • Наше мышление и вера осуществляются в раздельных понятиях.
  • Уничтожение раздельности понятий равносильно разрушению сознания.
  • Так разрушают человеческое сознание, чтобы его поработить.
  • Господь говорит о не принявших небесное учение: «Слыша, не слышат, и, видя, не видят».
  • Мировой информационный Содом вывернут наизнанку: здесь именно «не слыша, слышат, и, не видя, видят».
  • Это учение о понимании без усилия, о понимании без понимания, о понимании помимо ума, без себя, помимо личности. Такого способа понимать просто не существует. Однако принявшие эти учения действительно начинают «понимать без ума», что порождает культуру массового потребления.
  • Управление сознанием в этом смысле — не руководство в каком-то направлении или во имя какой-то осознанной цели.
  • Когда разрушены перегородки в сознании, то человек становится в одно и то же время неуправляем и управляем. Он неуправляем с помощью понятного, но очень легко управляем с помощью непонятного, и даже полностью бессмысленного. Он улавливает тон речей, но не их смысл.
  • У лозунга «Не любо — не слушай, а врать не мешай» есть своя аудитория, которую он поражает в самый центр сознания. О том и речь, что невнятный, излишний, абсурдный приказ — кем-то будет выполнен.
  • Высокая культура прошлого сложно отражает сложный мир. А человеческий мир вовсе не объективен в этом смысле. В нем нет естественных границ, никаких природных преград.
  • Как и христианская культура, современная массовая культура решает только вопросы добра и зла, «можно или нельзя», но решает прямо противоположным образом.
  • В истинной культуре нет ничего непосредственно понятного.
  • Чтобы постичь культуру нужна работа понимания. И она есть всегда. Иначе окажется, что реалистическое искусство понятно без понимания. Реалистическая живопись, с ее перспективой и иллюзией трехмерности объектов, есть продукт конвенции, и сделана при помощи кода, возникшего в эпоху Возрождения.
  • Есть работа понимания, но есть и труд по непониманию. Надо учиться не понимать ТВ. Такое непонимание есть продукт сознательного христианского усилия и работы.
  • Масс-культура и реклама всегда подразумевает: «Все делают так». Ежедневно вам отдают приказ, но это не просто повеление: «Ты должен сделать так», а наоборот: «Вот, каков ты есть на самом деле».
  • Разврат и насилие — это «язык» нечистых сил.
Роман Вершилло

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.