Храм и «современные решения»

Ле Корбюзье. Часовня в Роншане
Ле Корбюзье. Часовня в Роншане
Ле Корбюзье. Часовня в Роншане
Ле Корбюзье. Часовня в Роншане

Московская Патриархия, Союз архитекторов России и Союз благотворительных организаций России готовят конкурс «Современное архитектурное решение образа русского православного храма». Его начало предварительно назначено на 1 августа, цель соревнования — поиск современных архитектурных решений для храмового строительства. Об этом «Известиям» рассказала пресс-секретарь Союза архитекторов России Марина Новикова.

По мнению Новиковой, «архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий».

В Москомархитектуре сообщили, что они готовы оказать «поддержку в подготовке и проведении» конкурса, если Патриархия обратится с такой просьбой.

Главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов поставил цель — вывести проведение конкурсов на регулярную основу, их число в год должно достигнуть нескольких десятков», — заявили в пресс-службе комитета.

Задача участников — создать образец современной архитектуры, который в то же время будет отвечать «религиозным требованиям».

Оглядываясь на иностранный опыт в строительстве «нетрадиционных культовых сооружений», Новикова предлагает найти современный архитектурный образ России XXI века.

Историк архитектуры Алексей Клименко поддержал инициативу, но посчитал, что проекты не смогут быть реализованы: Нашей Патриархии кажется, что все современные постройки должны копировать прошлое, — говорит эксперт

По словам Клименко, строительство 200 модульных храмов уже запланировано и новые оригинальные проекты не смогут заменить эти мертвые муляжи, которые будут построены по единому образцу и из одинаковых элементов. Он полагает, что к участию в конкурсе нужно привлекать не только архитекторов, но и историков архитектуры и искусствоведов.

Почетный архитектор Госстроя РФ профессор МАРХИ Никита Шангин в качестве примера привел свой экспериментальный проект храма в Троицке.

Там не было имитации исторических форм, были использованы современные технологии, например, подвесные конструкции большепролетных перекрытий, обеспечивающие свободное внутреннее пространство. Пластика сооружения формировалась не за счет декоративных элементов, а путем эстетизации конструкции. По сути наши предки поступали так же, только они располагали иными строительными технологиями. На мой взгляд, храм — это сооружение, в котором прежде всего совершается Божественная литургия, и оно не обязано завершаться куполами или кокошниками, то есть важна духовная сущность, а не привычность формы внешней оболочки.

В качестве удачных примеров за рубежом эксперт назвал Капеллу Нотр-Дам в Роншане (автор Ле Корбюзье) и церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (автор Микелуччи).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.