Есть два рода искусства, которые разнятся между собой направлениями. Направление одного рода — это т.н. «самовыражение», которое использует в своих целях средства искусства. Направление второго рода — это объективная гармония, которая подчиняет самовыражение. Собственно говоря, оба рода настолько внутренне отличаются друг от друга, что если один род назвать искусством, то другой следует назвать чем-то иным. Самовыражение, подчиняющее себе средства искусства,- это путь разрушения. Объективная гармония, подчиняющая самовыражение,- это созидание. Не всегда можно с легкостью определить сущность направления, т. к. оба рода подобны поездам, которые проходят одни и те же станции, но движутся в разных направлениях. Достаточно сравнить ранние и поздние стихи Пушкина, чтобы понять, в каком направлении развивалось его творчество. Христианская вера внесла в творчество Пушкина меру, которая окончательно подчинила самовыражение ( или иначе говоря, чувственность) объективной гармонии. Теперь принято огульно хвалить или ругать модерн, не понимая, что в модерне также развивались два рода направлений, один из которых вел к целомудрию, чистоте и подавлению всякой болезненной чувственности; а другой — наоборот. Исходя из двух названных направлений в искусстве, можно назвать три уровня поэзии: 1. Настроение. Настроение может быть вредное, может быть не вредное. 2. Образ. Образ поглощает настроение и доминирует над ним. Образ может нести объективное добро; может нести объективное зло. 3. Звуковая гармония, то есть звуки и внутреннее «расстояние» между ними. Этот уровень самый высший и на нем стоит остановиться подробнее. Чем больше расстояние между звуками (без разрыва гармонии), тем лучше.
Чем дальше друг от друга звуки -
Тем интереснее эффект.
Преодоление разлуки
Тому есть главный аргумент.
Даю вам этот принцип в руки -
Его искал, конечно, Фет.