Мировой информационный Содом вывернут наизнанку: здесь именно «не слыша, слышат, и, не видя, видят».
Рубрика: теория
Современная музыка
Нравственный порядок и человеческая культура
Все, что создано человеком, вызвано к жизни его стремлением быть понятым другими людьми.
Еще раз о музыке
Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж
Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее
Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать — чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т. д. Выразительность никогда не была свойством, присущим музыке: смысл существования музыки отнюдь не в том, что она выразительна. Если нам кажется, как это часто случается, что музыка что-либо выражает, это лишь иллюзия, а никак не реальность. Это просто некое дополнительное качество, которое, по какому-то укоренившемуся в нас молчаливому согласию, мы ей приписали, насильственно ей навязали как обязательную форму одежды и то ли по привычке, то ли по недомыслию стали смешивать все это с ее сущностью.
Музыка — единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а следовательно, и устойчивое, настоящее.
Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем. Следовательно, для того чтобы феномен этот мог реализоваться, он требует как непременное и единственное условие — определенного построения.
Когда построение завершено и порядок достигнут, все уже сделано. Напрасно искать или ожидать чего-то иного. Именно это построение, этот достигнутый порядок вызывает в нас эмоцию совершенно особого характера, не имеющую ничего общего с нашими обычными ощущениями и нашими реакциями на впечатления повседневной жизни. Нельзя лучше определить ощущения, производимые музыкой, как отождествив их с тем впечатлением, которое вызывает в нас созерцание архитектурных форм. Гёте хорошо это понимал, он говорил, что архитектура — это окаменевшая музыка.
Шостакович о радости
Таков был мой совет уже весьма известному в то время пианисту, и к моему большому удивлению, он его принял и воплотил.
Шостакович
A major concert performer once complained to me that it was so difficult to play the war-horses. «It’s so hard to find a fresh approach,» he confided. I immediately had a contradictory reaction to this announcement. First I thought what an unusual person is sitting next to me, because the great majority of performers don’t… Читать далее Шостакович