Спящая цыганка. 1897
Рубрика: искусство
Искусство есть умелое подражание истине и лжи с целью вызвать у зрителя очищение через сопереживание и страх.
Искусство пластическими средствами исследует условия человеческого существования, возможные ответы на центральный вопрос человеческого существования.
Художник есть тот, кто усвоил истинную мысль об истине и лжи и способен передать ее средствами искусства.
Художник должен сознательно относиться к тому, что он видит, и к тому, что он создает. Предмет следует изображать таким, каким он представляется не только глазу, но и уму.
Искусство внедряет мифы второй реальности и исцеляет от них. Оно заставляет зрителя возвращаться в подлинную реальность, пережив на время ужас отпадения в мир как театр, где действуют духовно больные люди, опьяняющие себя и других светской мистикой. От зрителя искусство требует готовность чисто и апрактически наслаждаться истиной красоты.
Произведение искусства только кажется зрителю совершенным и никогда не бывает на самом деле таковым. Поэтому следует говорить не о совершенных, а об образцовых сочинениях, которые следует изучать и которым следует подражать.
Высшим родом искусства является литература, а в литературе — трагедия, которая показывает противоречия человеческой жизни как неразрешимые в посюсторонней жизни.
Искусство обманывает ум и зрение для того, чтобы сказать правду уму и сердцу. Подражательная, обманная природа искусства делает его ненадежным способом усмотрения порядка.
Способность искусства создавать вторую реальность открывает возможности для злоупотребления, потому что сопереживания и очищения может не возникнуть. Зритель может не захотеть возвращаться в реальный мир из второй реальности. В таком случае искусство производит демоническое замыкание человека в себе.
Признаками замкнутости являются мифы о гениальности людей искусства, об идеальном совершенстве произведений искусства; о великой литературе и т.п.
Снятие с креста. Эриль-ла-Валь
Оригиналы хранятся в Епископальном музее Вик (Museo Episcopal de Vic) и в Национальном художественном музее Каталонии.
Дама из Эльче
Иберийская скульптура V-IV вв. до Р.Х.
Еще раз о музыке
Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж
Игорь Стравинский
Игорь Стравинский. Портрет работы Пикассо. Париж, 21 мая 1920 г.
Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее
Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать — чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т. д. Выразительность никогда не была свойством, присущим музыке: смысл существования музыки отнюдь не в том, что она выразительна. Если нам кажется, как это часто случается, что музыка что-либо выражает, это лишь иллюзия, а никак не реальность. Это просто некое дополнительное качество, которое, по какому-то укоренившемуся в нас молчаливому согласию, мы ей приписали, насильственно ей навязали как обязательную форму одежды и то ли по привычке, то ли по недомыслию стали смешивать все это с ее сущностью.
Музыка — единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а следовательно, и устойчивое, настоящее.
Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем. Следовательно, для того чтобы феномен этот мог реализоваться, он требует как непременное и единственное условие — определенного построения.
Когда построение завершено и порядок достигнут, все уже сделано. Напрасно искать или ожидать чего-то иного. Именно это построение, этот достигнутый порядок вызывает в нас эмоцию совершенно особого характера, не имеющую ничего общего с нашими обычными ощущениями и нашими реакциями на впечатления повседневной жизни. Нельзя лучше определить ощущения, производимые музыкой, как отождествив их с тем впечатлением, которое вызывает в нас созерцание архитектурных форм. Гёте хорошо это понимал, он говорил, что архитектура — это окаменевшая музыка.
Гранвилль (1803 — 1847)
Путешествие в Лапуту
Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию
Я немного прошелся между скалами; небо было совершенно ясно, и солнце так жгло, что я принужден был отвернуться. Вдруг стало темно, но совсем не так, как от облака, когда оно закрывает солнце. Я оглянулся назад и увидел в воздухе большое непрозрачное тело, заслонявшее солнце и двигавшееся по направлению к острову; тело это находилось, как мне… Читать далее Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию
В.В. Лебедев (1891 — 1967)
В.В. Лебедев. Охота. 1925 г.
В.В. Лебедев. Охота
В.В. Лебедев. Охота. 1925 г.