В октябре в Москве снесли дом-кузницу XVIII века в Оружейном переулке, дом 45. Это четвертый снос статусного памятника за год в Москве. Ранее были снесены Русалкины ворота в Царицыне, палаты XVII века в Большом Гнездниковском переулке и флигель усадьбы на Знаменке. В половине случаев снос осуществлялся самовольно, сообщают «Известия».
Дом-кузница пустовал много лет. Он числился в списках памятника федерального значения и находился на федеральном балансе. Росохранкультура не давала арендатору здания ЗАО «Дизар» санкцию на снос. Более того, именно эта служба подняла тревогу и направила материалы в прокуратуру. Арендатор снес здание, ссылаясь на предписания МЧС и административно-технической инспекции (ОАТИ) «разобрать элементы конструкций» аварийного здания, сообщает издание. Однако предписания подобных организаций не носят распорядительного характера, когда речь идет о зданиях, тем более о памятниках архитектуры.
В самой МЧС тот факт, что она не имеет права на подобные распоряжения, подтверждают. В самых крайних случаях МЧС предлагает владельцу «возбудить вопрос о возможности сноса в законном порядке» перед уполномоченными органами города или федерального центра. Так было со снесенным флигелем усадьбы на Знаменке, 9. Росохранкультура квалифицирует случившееся как произвол.
За год это уже четвертый снос зданий-памятников в Москве. Летний снос на Знаменке был сделан «законно», то есть согласован с Москомнаследием. Однако так бывает далеко не всегда. Например, как отмечает газета, никто не видел предписания о сносе Русалкиных ворот в Царицыне, на месте которых уже построено новое здание. Снос палат XVII века в Большом Гнездниковском переулке, 3 зимой иначе как произволом арендатора ООО «Респект-R» не назовешь.