Роман Вершилло
Нам обещано бессмертие. Наряду с Христианством, которое по истине и по праву обещает благую вечность, начинает вырастать иное «вечное» человечество. В своей новейшей книге «Как прожить вечно, или умереть, пытаясь прожить» (How to Live Forever or Die Trying) Брайан Эппльярд (Bryan Appleyard) делает обзор современных достижений по увеличению продолжительности жизни.
Эппльярд предлагает красивую схему: «Стремительное накопление биологических знаний, начиная с расшифровки ДНК в 1953 году, а также коренной пересмотр наших представлений о человеческом теле, привели к новому взгляду на жизнь и смерть. В воздухе носятся обещания — или это, скорее, угрозы — существенно увеличить продолжительность жизни.
Есть ли предел этому процессу? Самые горячие пропагандисты «вечной жизни» утверждают, что нет. Тело — это машина, как все прочие, и, соответственно, поддается починке, уверяют они. В ближайшие десятилетия люди будут спокойно доживать до 150 лет, и дольше. Они проживут достаточно, чтобы застать еще более феноменальные достижения биотехнологии, которые позволят им жить и дальше, — в вечность.
В конце концов, научный и технологический прогресс обгонит наше собственное движение вдоль вектора времени, и тогда смерть, наш старый враг, будет побеждена».
Биотехнологии должны будут зафиксировать возраст «вечного человека» где-то на уровне 25-28 лет. Этот возраст, согласно современной мифологии, является пиком умственных и физических сил.
Автор предлагает прогноз, и притом такой, с которым непонятно, что делать. Он честно предупреждает, что тело навсегда останется смертным и уязвимым. Нам обещано не благая вечность в истине и красоте, а медицинское и косметическое бессмертие, то есть невозможность умереть от старости или болезней и свобода от морщин и лысин. Смерть от аварий или катастроф не отменена. Смерть не уничтожена, а лишь отложена на целую вечность, а, по сути, оставлена на полный произвол человека.
Можно счесть книгу Б. Эппльярда фантастической, но она точно фиксирует состояние умов, характерное для начала нового тысячелетия. Он скрупулезно свел воедино мнения ученых, философов, футурологов. Общее мнение: бессмертие падшего человека приведет к изменению человека как вида.
Аналитики осознают психологические и моральные проблемы радикального удлинения жизни. По человеческим (homo sapiens) меркам, продолжение в бесконечность нынешнего нашего состояния при неизменной молодости и здоровье, как минимум, аннигилирует семью, общество, память, религию…
На пустом месте останутся наука и массовая культура, поскольку для масс-культуры память не нужна — это непрерывное «сегодня». А точные науки нуждаются не в собственно человеческой, а в компьютерной памяти. Все же, что связано с исторической и, так сказать, смысловой и ценностной памятью, исчезнет.
Здесь таится известная с глубокой древности ловушка. Революционное продление жизни оборачивается разновидностью известного языческого метода: убить человека, чтобы его увековечить. От египетских мумий, до замороженных глубокой заморозкой американских миллионеров — прием остается тем же, поскольку смерть и вечность неразделимы, если смотреть на тело, а не на душу. Однако господствующий ныне культ тела оправдывает любое саморазрушение и убийство сознания и культуры.
По этому поводу возникают два соображения. Во-первых, непонятно, из-за чего сыр-бор. Современный человек и так живет, словно ему предстоит жить вечно в молодости и счастье. Ему уже кажется, что он живет внутри вечности. Для него, по большому счету, символически значимая вселенная состоит только из науки, технологии и масс-культа.
Во-вторых, вечная земная жизнь — это дар или проклятие? Это прибавит к ценности жизни или уничтожит то ее значение, которое пока еще за ней признается?
Разрушительная нравственная коллизия состоит в том, что вечную продолжительность собираются придать тому, что вообще не имеет подлинного существования — злу и греху. Но нераскаянный грех и так жив, и будет жить там, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк 9:44, 46, 48).
Бессмертие падшего человечества — вещь ужасная. Это созидание ада на земле, которое коснется даже тех, кто не будет награжден «бессмертием».
Эппльярд представляет дело так, что у религии возникнут проблемы, если «бессмертие падших» будет завоевано. Да нет! не у религии, которая человеку вручила во Христе победу над смертью и неложно обещала, что смерти не будет уже (Откр. 21:4). Беда с человечеством, которое мечтает о такой злой вечности, поскольку есть фундаментальное положение, которое укоренено в самом существе человека, неразрывно соединено с его судьбой. Это положение гласит, что вечность, необходимая человеку, совместима только с благом, и не со злом.
Таково нравственное и духовное основание человека, каким мы его знали до сих пор. Уничтожив это основание и одобрив, пусть чисто идеально, вечность тела, человечество уничтожит себя — само, своими ногами, войдет в ад.
Всем памятны отвратительные струльдбруги Свифта, обреченные на вечную жизнь. Но вечность порочной души еще бесконечно страшнее. Невозможно вообразить чудовищные нравственные мучения и распад, удлиненные и продолженные в бесконечность!
Если седой грешник — позор, а бессмертный?
На фоне планов по продлению жизни особенно отчетливо видно, что только Христианство направляет спасаемых не просто в бесконечность, а в благую вечность. Дело ведь не в жизни и смерти. Есть благая жизнь, и блаженны мертвые, умирающие в Господе. И есть порочная жизнь, и смерть грешников люта.
Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю (и даже вечную) старость неправедного (Прем. Сол. 4:16).