Пророчество в линиях

Последующее рассуждение требует оговорить два условия:

  1. Важной характеристикой древних пророчеств было неполное понимание значения пророчества самими пророками.
  2. Выражение мироощущения в линиях, т.е. иероглифическое чувство линии – более или менее универсально и зависимость его от каких-либо факторов помимо чистого восприятия души – мало значительно. Собственно говоря, последнее является аксиомой, вытекающей из того, что любой человек видит в линии линию, а в точке точку.

Приняв эти два условия во внимание переходим к нашему рассуждению.

___________________

В 1907 г. на берегу реки Десны в селе Мезине Кролевецкого уезда Черниговской губернии была найдена стоянка древнего человека, отнесенная исследователями к периоду позднего палеолита (каменного века). Среди находок были костяные украшения и глиняные стилизованные фигурки птиц, с орнаментом в виде зигзагообразных линий и меандров, причем последние образовывали сложное и вычурное сочетание креста и свастики. Исследователи были поражены тем, что знак свастики обнаружен в палеолите.

«Широкое распространение свастики в ее разнообразно стилизованных формах давало основание уверенности в том, что знак существовал в неолитическую эпоху, но никому не приходила в голову мысль о возможности существования знака в палеолите, да еще в такой крайне стилизованной и вычурной форму, какую представляла мезинская свастика.»* Далее исследователи приходят к выводу (на основе высокой степени культуры изображения), что этот знак начал использоваться задолго до времени мезинской стоянки.

Пророчество в линиях

Далее исследователи делают ряд предположений относительно значения знака. Отметив несомненное религиозное значение, они, тем не менее относят его происхождение и к конкретным образам: молящегося человека, символу огня, птицы, борющейся со змеей. Известна масса и других предположений. К перечню конкретных образов можно добавить голову оленя или фигуру оленя.

Пророчество в линиях

К христианской древности относится символизация оленем Христа; и еще к более далекой древности – поверие о борьбе оленя со змеей. Это отражено в средневековом «Бестиарии» (сборнике сведений, по большей части фантастических, о повадках животных; в русском переводе иногда называется «Физиолог»).

«К тексту, заимствованному из сочинения Исидора, в Бестиарии присоединяется сказание «Физиолога» об олене, который изгоняет змею из норы и уподобляется Христу, побеждающему дракона. Представление о вражде оленя со змеей восходит к античности. Ссылаются на Оппеана и Плиния. В «Бестиарии» и сочинении Псевдо-Гуго рассказывается, что съев змею, олень возвращает молодость, что олень живет до 800 лет, лечится травой душицей и переплывает реку то на одном, то на другом боку, меняя положение, чтобы не устать. В «Бестиарии Любви в Рифмах» упоминается также о способности оленя омолаживаться, полежав в муравейнике. К символике оленя, убивающего змею и уподобляющегося Христу, в Бестиарии присоединяется основанное на тексте Писания восхождение Давида (Псалом 120-122). Истолкование оленя, подымающегося в горы, которые символизируют библейских пророков и апостолов». **

Городцов и др. видят в мезинском иероглифе изображение птицы, борющейся со змеей. Мы видим, что отнести этот символ к оленю, борющемуся со змеей, при желании не менее возможно.

Любопытно, что в Псалмах 120 и 121 об олене ни слова; но там говорится о вхождении, о исхождении , о восхождении. Что же заставило вспомнить здесь об олене? Вероятно, его рога. Что заставило символизировать оленем Христа? Здесь можно вспомнить лестницу, которую видел С в. Иаков, по которой восходили и нисходили ангелы Божии (Быт. 28.12)

Пророчество в линиях

и обратиться, затем, к древнехристианскому знаку свастики, точка пересечения Креста в котором означает точку Искупления; схождение;  восхождение.

Икона Прсв . Троицы, написанная Преп. Андреем Рублевым, также построена по принципу линий, восходящих или нисходящих к Чаше Искупления, подобно рогам оленя.

Таким образом, явление Св. Троицы Аврааму, жертвоприношения Исаака (где овен, запутавшийся рогами в ветвях деревьев, с точки зрения иероглифической символики мало чем отличается от оленя); лествица Иакова и нисхождение и восхождение Христа с точкой (Чашей) Искупления в средине.

Для иллюстрации однотипности (универсальности) иероглифического мышления приведу варианты японского иероглифа – мир, существование, жизнь.

Какая странная картина,
Непостижимая очам:
Приносит в жертву Богу сына
В святом безумьи Авраам.
 
Бросая клич судьбы по ветру
И раскачав над нею смерть,
Твой нож напрасно ищет жертву:
Исаак не может умереть.
 
Но в нашем мире не случайность,
А Смысл решает все дела.
И вера новую реальность
В рогах оленя обрела.
 
"Так это точка Искупленья,-
Спросил поэт, всему учась,-
Причем же здесь рога оленя,
Какая в этом мире связь?"
 
Себе Он Жертвоприношенье,
Крест, гвозди, копие избрал,
А прочим людям Воскресенье
В рогах оленя показал.
 
С тех пор бессильны злые силы
И плод приносит по сей день
Закон обратной перспективы,
В котором царствует Олень.

* В.А. Городцов . Археология . т I . М 1923 стр 28

** «Средневековый Бестиарий». Изд. Искусство, 1984, стр. 110.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.