Каждый год в центре Петербурга сносят несколько десятков исторических зданий. Именно эти объекты на протяжении последних 150-200 лет составляли классический фон для главных шедевров петербургской архитектуры. Их исчезновение стремительно размывает ту целостную архитектурно-пространственную среду, благодаря которой исторический центр города на Неве получил всемирное признание в качестве грандиозного градостроительного ансамбля. В основном сохранившего внутри современного мегаполиса подлинный город XVIII-XIX веков, блистательную столицу Российской империи. Город Пушкина и Гоголя, Достоевского и Блока не без сопротивления, но все быстрее и быстрее уступает место современной застройке.
Под угрозой находятся здания всех исторических эпох. За последнее время даже на «неприкосновенном» Невском, где вообще нет рядовой архитектуры, разрушено уже не менее восьми исторических зданий и новое строительство набирает обороты. Снесены замечательные дома на Литейном, Вознесенском, Лиговском проспектах, на набережной Мойки, Большой Морской и других центральных улицах.
На смену уничтожению отдельных домов пришло разрушение целых кварталов. При строительстве нового, ультрасовременного здания Мариинского театра в числе прочих погибла и постройка великого Джакомо Кваренги — лавка Литовского рынка XVIII века (наб. Крюкова канала, дом 5). Ради элитной застройки так называемого «Парадного квартала» снесены многочисленные казармы лейб-гвардии Преображенского полка (Парадная ул., дом 1,3; Виленский пер., дома 12 и 14).
При строительстве универмага «Стокманн» было снесено несколько ценных зданий на углу Невского проспекта и улицы Восстания, напротив Московского вокзала (Невский пр., дома 114, 116; ул. Восстания, дом 2) исчез и последний в этой части проспекта дом пушкинского времени, дошедший до наших дней без существенных переделок.
Все перечисленные постройки еще три года назад находились под охраной государства. Но в последнее время городской комитет по охране памятников лишил этого статуса уже несколько десятков «выявленных объектов культурного наследия», многие из которых затем были безжалостно снесены и продолжают сноситься.
Сейчас угроза уничтожения нависла над известным памятником архитектуры 1930-х — зданием Фрунзенского универмага (Московский пр., дом 60). Этот редкий образец перехода от конструктивизма к сталинской неоклассике, капитально отремонтированный к 300-летию города, губернатор Валентина Матвиенко предписала снять с государственной охраны, дабы построить на его месте очередной бизнес-центр. Общественность протестует. А строительная машина (в тандеме с властью) движется своим путем.
Сегодня уже и статус памятника федерального значения перестал быть достаточной гарантией неприкосновенности от сноса или варварской реконструкции. Так, уникальный архитектурный памятник, связанный с именами десятков выдающихся деятелей отечественной истории и культуры — дом генерал-полицмейстера XVIII века Николая Чичерина (Невский пр., дом 15) — «реконструируется» под гостиницу с возведением на крыше… плавательного бассейна.
Тем более не церемонятся городские власти и застройщики с историческими домами, не состоящими под государственной охраной. При проведении конкурса на реконструкцию архитектурного ансамбля Новой Голландии было принято принципиально ошибочное решение — не сохранять постройки, не имеющие охранного статуса. В числе прочих под нож бульдозера пошли мемориальная лаборатория Дмитрия Менделеева и «опытовый бассейн», где испытывали модели многие выдающиеся кораблестроители XIX-XX веков (наб. Адмиралтейского канала, дома 2, 4).
При сносе обреченных зданий часто страдают и соседние дома. Уничтожение исторической застройки между Литейным проспектом, улицей Короленко и Артиллерийским переулком (бывшие казармы лейб-гвардии Артиллерийской бригады) привело к подвижке грунта под соседним памятником архитектуры — пятиэтажным домом князя Мурузи (Литейный пр., дом 24), где жили многие известные деятели «Серебряного века», а позднее поэт Иосиф Бродский. Трещина расколола здание от фундамента до кровли, и теперь дом приходится спешно расселять. При кардинальной реконструкции дома № 57 по Невскому проспекту (отель «Невский Палас») погублены соседние № 55 и 59 (недавно оба дома снесены).
В редких случаях фасады новых построек напоминают своих предшественников. Гораздо чаще на месте классической петербургской застройки возникают ультрасовременные конструкции из стекла и бетона, откровенно диссонирующие с соседними домами-«старожилами». Некоторые из этих новаторских конструкций, возможно, интересно было бы увидеть в новых районах, но в Петербурге Пушкина и Достоевского они смотрятся совершенно чудовищно. Странная «стеклянная» коробка построена прямо возле Казанского собора на месте снесенного дома (Казанская ул., дом 5). Другая коробка на Шпалерной улице (дом 60) уже на треть перекрыла перспективный вид на шедевр Франческо Растрелли — Смольный собор. Нелепый безвкусный монстр бизнес-центра «Регентхолл» (Владимирский пр., дом 21) поднялся напротив собора Владимирской иконы Божией Матери, совершенно испортив ансамбль Владимирской площади и задавив всю окружающую застройку не исключая и колокольни собора.
Апогеем фронтального наступления на исторический Петербург стал безумный проект строительства на правом берегу Невы на месте бывшей крепости Ниеншанц (прямо напротив Смольного собора) почти 400-метрового небоскреба — доминанты строящегося комплекса «Охта-центр». Существующий в Петербурге высотный регламент застройки, принятый при действующем губернаторе, определяет максимальную высоту зданий в этом месте в 48 метров. Самое высокое здание в историческом центре (колокольня Петропавловского собора) — 122,5 метра. Общеизвестно принципиальное преобладание в городе на Неве горизонталей над вертикалями, заложенное в градостроительной концепции Петра I и 300 лет последовательно воплощавшееся в жизнь. Маниакальное стремление строить так близко к историческому центру общегородскую высотную доминанту грозит уничтожить уникальную красоту и гармонию города, полностью перечеркнет трехвековой путь его развития.
Проведенное моделирование показало, что гигантская башня безнадежно испортит многие классические панорамы Петербурга. К тому же расчищаемую под строительство территорию занимает почти не исследованный археологический памятник, предшественник Петербурга — крепость Ниеншанц и город Ниен (участки культурного слоя от XIV века до начала XVIII).
Против строительства небоскреба в этом месте выступает и большинство горожан, и ЮНЕСКО, выдающиеся деятели культуры, видные политики. Санкт-Петербургский союз архитекторов обратился с открытым письмом против строительства небоскреба к Валентине Матвиенко, а петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников — к президенту. Но городское правительство демонстрирует полное пренебрежение к мнению и горожан, и специалистов.
Еще совсем немного, и ситуация с современной застройкой исторического центра Петербурга пройдет «точку невозврата». Если федеральная власть и правительство города не предпримут в ближайшее время решительных мер по защите исторического центра города от бездумной застройки, а набравшие оборот тенденции разрушения не удастся переломить, мы потеряем уникальный градостроительный ансамбль Петербурга так же, как уже потеряли Москву.
Александр Кононов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Российской национальной библиотеки
Больше информации по теме смотрите на сайте «Живого Города» http://www.save-spb.ru