11 декабря глава управления Росохранкультуры в Приволжском федеральном округе Дмитрий Мусин озвучил результаты проверки фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). Условия хранения экспонатов в музее господин Мусин охарактеризовал как «катастрофические». Хищений музейных ценностей, по данным надзорного ведомства, не зафиксировано лишь по одной причине: более половины экспонатов не имеют четкого исторического описания и фотоизображения, поэтому если даже имели место факты подмены, установить это не удастся. Руководство музея-заповедника ссылается на 12-летний простой и отсутствие финансирования со стороны государства.
Десятидневная проверка музейных запасников НГИАМЗ, инициированная нижегородским управлением Росохранкультуры после скандальных краж в петербургском Эрмитаже, выявила, по словам господина Мусина, нарушения «всех пунктов в инструкции, какие только есть». Так, из 320 тыс. экспонатов менее половины прошли фотофиксацию и имеют, кроме инвентарного номера, научное описание. «Созданы все условия для подмены», — заявил глава окружного управления Росохранкультуры, отметив, что выборочная проверка не смогла отождествить ряд экспонатов с их первичным описанием.
По данным приволжского управления Росохранкультуры, были выявлены и прочие нарушения: в хранилище для икон не соблюдался температурный режим для их хранения, а сам хранитель «появлялся там раз в полгода». Генеральный директор НГИАМЗ Вениамин Архангельский назвал «возмутительными» заявления о том, что хранители по полгода не появляются на работе: «Я, наоборот, считаю, что им памятник надо ставить. Здание холодное, все в грибках, но они работают».
Имея уникальные коллекции оружия, музей-заповедник до сих пор не оформил соответствующую лицензию, нет архива документов, который должен храниться 75 лет. Те коллекции, которые все-таки прошли необходимую опись и оценку, хранятся в ужасающих условиях, нигде не выставляются, а историки и эксперты не имеют к ним доступа. «Безобразие полнейшее! Вопрос даже не в деньгах, а в менеджменте — необходимо правильно организовать работу музея, наладить банальную дисциплину», — негодовал Дмитрий Мусин.
По итогам проверки администрации НГИАМЗ выписано предписание об устранении 27 нарушений, а составленный в итоге проверки акт будет отправлен губернатору и в областной департамент культуры. «Больше нарушений только в Эрмитаже», — отметил господин Мусин. Несмотря на то, что по законодательству срок на устранение составляет не больше месяца, руководитель Росохранкультуры в ПФО признал, что на тотальную сверку всех экспонатов понадобится не менее пяти лет. В самом крайнем случае экспонаты НГИАМЗ во избежание их утраты могут быть переданы на хранение в другой российский музей. «Надеюсь, что до этого не дойдет, но ситуация крайне серьезная», — заявил Дмитрий Мусин, назвав «руинами» общее состояние музейных хранилищ.
В музее-заповеднике отмечают, что на протяжении последних 12 лет НГИАМЗ не получал «ни копейки» бюджетного финансирования.