Мне кажется, я понимаю музыку, хотя a) у меня нет слуха, b) я редко слушаю классику, c) не знаком ни с историей, ни с теорией. Чего стоит такое «понимание»? Из Моцарта, Бетховена или Шопена я улавливаю общее настроение, и делаю это неверно. Грустно — весело. Бах серьезный. Моцарт легкомысленный. У Шопена была чахотка.
Противоядием служит авангардистская музыка Стравинского, Шостаковича, Берга. Необычайно полезны старые композиторы, например, Жоскен де Пре (Josquin des Prez).
Противоядием служит авангардистская музыка Стравинского, Шостаковича, Берга. Необычайно полезны старые композиторы, например, Жоскен де Пре (Josquin des Prez).
Он жил и творил в эпоху Возрождения (1450-е — 1521 гг.) и был ее величайшим композитором. Упоминания о нем встречаются у Леонардо да Винчи, автограф Жоскена де Пре найден на стене Сикстинской капеллы. Музыканты, выступавшие в капелле, по традиции оставляли там свои имена.
Вот эту музыку я точно не понимаю! Еще я не понимаю знаменный распев и византийское церковное пение, но относительно них я знаю, что это Церковное искусство. А здесь — то, к чему у меня нет ни подходов, ни инструментов. Самое старое и самое новое действует освобождающе и освежающе. Этого мне все равно не понять, поэтому я могу слушать спокойно, отмечая только то, что непосредственно представляется.
Я приобрел мотеты Жоскена де Пре в исполнении Orlando consort :
Josquin Desprez. Motets. DG Archiv 463 473-2
Время: 70:52
Состав: Robert Harre Jones (alto), Charles Daniels (tenor), Angus Smith (tenor), Don Greig (baritone) with Andrew Carwood (tenor), Robert Macdonald (bass).
Записано: St. Osdag-Kirche, Mandelsloh, Neustadt, Lower Saxony, Germany [04/1999]
Напомню слова Стравинского: «Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать — чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т. д. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем».
Вот эту музыку я точно не понимаю! Еще я не понимаю знаменный распев и византийское церковное пение, но относительно них я знаю, что это Церковное искусство. А здесь — то, к чему у меня нет ни подходов, ни инструментов. Самое старое и самое новое действует освобождающе и освежающе. Этого мне все равно не понять, поэтому я могу слушать спокойно, отмечая только то, что непосредственно представляется.
Я приобрел мотеты Жоскена де Пре в исполнении Orlando consort :
Josquin Desprez. Motets. DG Archiv 463 473-2
Время: 70:52
Состав: Robert Harre Jones (alto), Charles Daniels (tenor), Angus Smith (tenor), Don Greig (baritone) with Andrew Carwood (tenor), Robert Macdonald (bass).
Записано: St. Osdag-Kirche, Mandelsloh, Neustadt, Lower Saxony, Germany [04/1999]
Напомню слова Стравинского: «Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать — чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т. д. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем».