Роман Вершилло
У Гарри Поттера появился новый друг: известный диакон Андрей Кураев. В своей статье «Попытка не испугаться» он защищает книги про Поттера от нападок христиан.
Отец Андрей изображает православных, как обскурантов, боящихся колдовства и магии, которые содержатся в детских книгах. Для этого о. Андрей совершает экскурсы в литературоведение, ссылаясь на сказки Андерсена, Гоголя и английскую литературу.
Действительно, в сказках Андерсена («Огниво»), а тем более в произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), в «Черной курице» Погорельского и т.д. встречаются фантастические и даже оккультные моменты. То же самое относится и к народным волшебным сказкам про ведьм, колдунов, кикимор и прочую нечисть.
Но все это не имеет отношения к «Гарри Поттеру» уже хотя бы потому, что «поттеромания» — это поп-культура, а не литература. Во-первых, «Поттер» принудительно навязывается читателю, а в данном случае ребенку и его родителям.
Во-вторых, литература изображает нечто необычное, удивительное, не похожее на действительность. А поп-культура, напротив, изображает норму обязательную для всех.
Поп-культура — это образ жизни, то есть именно и категорически НЕ искусство.
Беря под защиту Поттера, о. Андрей вроде бы выступает за истину. По его выступлению видно, что он считает беллетристику и сказки чем-то важным и существенным, и притом настолько, что из-за сказки уязвляет своих единоверцев.
А как на самом деле? Когда литературоведы или простые читатели спорят о том, что имел в виду Гофман в «Золотом горшке», то разве это спор о какой-то конечной, фундаментальной истине? Ведь даже по поговорке — «Сказка ложь», и в ней содержится лишь намек на истину.
Христиане же, в отличие от писателей и литературоведов, призваны заботиться прежде всего об истине, а потом обо всем остальном. И с этой точки зрения не заслуживает похвалы большинство литературных сочинений.
Наконец, мы не должны забывать о нравственном уродстве многих детских писателей. И Гофман, и Андерсен, и Гоголь (по его собственным словам), и Оскар Уайльд, а тем более современный Роальд Даль — это люди искалеченные и ущербные.
За какие достоинства мы должны были бы простить им то, что их искажение проникает в наши головы?
Вот и выходит, что о. Андрей во имя неважного нападает на тех, кто заботится о едином на потребу. Если наш ближний соблазняется, то следует устранить причину соблазна, потом исправлять соблазняющихся. Поэтому Апостол призывает нас не уязвлять немощную совесть наших собратьев.
Апостол даже говорит, что «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».
Вот что важно в книгах про Поттера.
апрель 2002 г.