Построение, а не настроение

Мне кажется, я понимаю музыку, хотя a) у меня нет слуха, b) я редко слушаю классику, c) не знаком ни с историей, ни с теорией. Чего стоит такое «понимание»? Из Моцарта, Бетховена или Шопена я улавливаю общее настроение, и делаю это неверно. Грустно — весело. Бах серьезный. Моцарт легкомысленный. У Шопена была чахотка.
Противоядием служит авангардистская музыка Стравинского, Шостаковича, Берга. Необычайно полезны старые композиторы, например, Жоскен де Пре (Josquin des Prez).
Он жил и творил в эпоху Возрождения (1450-е — 1521 гг.) и был ее величайшим композитором. Упоминания о нем встречаются у Леонардо да Винчи, автограф Жоскена де Пре найден на стене Сикстинской капеллы. Музыканты, выступавшие в капелле, по традиции оставляли там свои имена.
Вот эту музыку я точно не понимаю! Еще я не понимаю знаменный распев и византийское церковное пение, но относительно них я знаю, что это Церковное искусство. А здесь — то, к чему у меня нет ни подходов, ни инструментов. Самое старое и самое новое действует освобождающе и освежающе. Этого мне все равно не понять, поэтому я могу слушать спокойно, отмечая только то, что непосредственно представляется.
Я приобрел мотеты Жоскена де Пре в исполнении Orlando consort :
Josquin Desprez. Motets. DG Archiv 463 473-2
Время: 70:52
Состав: Robert Harre Jones (alto), Charles Daniels (tenor), Angus Smith (tenor), Don Greig (baritone) with Andrew Carwood (tenor), Robert Macdonald (bass).
Записано: St. Osdag-Kirche, Mandelsloh, Neustadt, Lower Saxony, Germany [04/1999]
Напомню слова Стравинского: «Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать — чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т. д. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем».